Современное_барокко_в_архитектуре

Современное_барокко_в_архитектуре

Стиль барокко в архитектуре: описание и фото

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой.

Стиль Барокко в архитектуре

Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.

Стиль Барокко в архитектуре

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Материалы в архитектуре барокко

Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.

Декоративная отделка

Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.

Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.

Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

Читайте также:  Ответьте_на_вопросы_используя_рисунок_картофель_свекла

В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.

Детали стиля барокко в архитектуре

Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.

Еще здания в стиле барокко фото:

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.

Стиль барокко в архитектуре Европы

Стиль барокко в архитектуре нашёл своё место во всех европейских странах, но на первый план вышли две. Зародившись в Италии, он достигает своего апогея во Франции, плавно перетекая в рококо. Статья отслеживает развитие нескольких итальянских барочных тем с кульминацией в Ватикане. Затем рассматривает французские тенденции с вершиной развития в амбициозном дворце Людовика XIV, в Версале.

Каковы особенности барокко

Итальянское слово barocco значит «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Основной характеристикой этого направления является динамизм (чувство движения). Плавные волнистые линии, богатое украшение и сложность — все это типичные черты искусства барокко. Наконец, впервые с древности архитекторы начали прибегать к оптической иллюзии в строительстве. Они поняли, что обманув глаз, можно сделать большое здание еще более грандиозным, добавив могущества и состоятельности владельцу. Этот приём восходит к древне-греческим трюкам в архитектуре, с помощью которых великие храмы смотрелись просто ошеломляющими.

Полная барочная эстетика возникла во времена

  1. раннего барокко (около 1600-25),
  2. а завершилась во время Высокого барокко (около 1625-75); оба периода возглавляла Италия.

Сдержанная барочная эстетика Северной Европы достигла высшей точки во время позднего барокко (около 1675-1725). Эпоху завершил французский стиль рококо (около 1725-1800 гг.), в котором всесилие и драма стиля успокаивались нежной игривостью. Период позднего барокко и рококо возглавляла Франция.

Англию следует также отметить в обсуждении архитектуры барокко по двум причинам.

  1. Во-первых, этот период показал Кристофера Рена, которого считают величайшим из всех английских архитекторов. Рен разработал множество зданий Лондона после Великого пожара, включая шедевральный Собор Святого Павла.
  2. Во-вторых, эпоха барокко стала свидетелем роста популярности архитектуры стиля Палладио в Англии в последующий неоклассический период.

Как отличить барокко от ренессанса

Архитектура барокко отличается прежде всего богатыми скульптурными поверхностями. В то время как архитекторы эпохи Возрождения предпочитали планерный классицизм (плоские поверхности, оформленные классическими элементами), архитекторы барокко свободно формировали поверхности, добиваясь трехмерного скульптурного классицизма.

Источник. Пример высокого барокко в архитектуре. Церковь в Риме San Carlo alle Quattro Fontane или Сан Карлино. Арх. Франческо Борромини

Поверхность здания эпохи Возрождения обычно аккуратно разделяется на секции (в соответствии с классической ясностью и порядком), поверхность барокко рассматривается как единое непрерывное целое.

Ренессансный фасад часто состоит из многих аналогичных частей, так что взгляд не останавливается на какой-либо конкретной части здания. Барочный фасад часто включает в себя богатую, захватывающую концентрацию элементов вокруг центрального входа. Например, изогнутые стены, колонны, слепые арки, статуи, рельефную скульптуру.

Читайте также:  Скрипит_раскладушка_что_делать

Стиль барокко в архитектуре: примеры итальянских архитекторов

Ранний барокко (ca. 1600-1625)

Самые великолепные примеры барокко архитектуры являют собой церкви в Италии. Пионером направления был Карло Мадерно, автор фасада базилики Святого Петра в Ватикане. Построенное различными архитекторами на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков, здание в целом представляет собой смесь компонентов эпохи Возрождения и Барокко.

До него над базиликой работали различные архитекторы (особенно Микеланджело). Мадерно выдвинул главный вход вперед и откорректировал пропорции купола, вытянув его вверх. Фасад самой Базилики, спроектированный им, — это свое маленькое чудо.

Базилика Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана

Он содержит ряд типичных элементов барокко. В их числе

  • разных стилей колонны: двойные (близко стоящие парами), разноуровневые (из колонн большего размера выделяются колонны меньшего), огромные, на несколько этажей;
  • разорванные фронтоны, которые в нижней и/или верхней части имеют разрыв, часто с орнаментом или другим декором.

Все эти элементы перешли из эпохи позднего Возрождения и Маньеризма. Мадерно разбивает колоннаду и горизонт фасада на интервалы статуями и другими украшениями и идёт дальше. Смешивает стили, чередует квадратные колонны с круглыми. Аналогично этому, фронтоны над окнами и дверями также чередуются закругленными и треугольными конструкциями. Все двери и окна отличаются друг от друга.

Тем не менее, все это буйное разнообразие регулируется и контролируется для создания симметрии. Общий эффект — живописно и увлекательно.

Высокий барокко (ca. 1625-75)

Два главных имени в архитектуре высокого барокко — Бернини и Борромини. Оба работали в основном в Риме.

В базилике Св.Петра есть два шедевра Джованни Лоренцо Бернини. Один из них — четырехэтажный балдахин (крытый купол), который стоит над высоким алтарем в центре базилики. Другой — площадь, обрамлённая колоннадой в виде симметричных полукружий. Создавая панорамный эффект, она притягивает глаз к базилике в центре. Сверху колоннады 162 статуи католических святых обеспечивают разнообразие.

Барочная Колоннада Бернини перед базиликой Св. Петра

Данный проект Бернини не имеет аналогов: все ряды колонн совмещаются и виден строго один ряд, если встать в определённую точку на площади. Это место помечено белым мрамором. Попытки повторить эффект были безуспешными.

П арадная лестница Ватиканского дворца , спроектирована им таким образом, что кажется длиннее и выше, чем она есть на самом деле. Он создал оптическую иллюзию, обманул глаз, чтобы исправить строительную ошибку предшественников.

Барокко в архитектуре. Балдахин и парадная лестница (Скала Регина) собора Св.Петра в Ватикане. Арх. Бернини

Наиболее известным зданием Бернини, является небольшая церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале («Св.Андрея на холме Квиринал»). Этот холм является одним из семи холмов Рима.

Франческо Борромини был мастером архитектуры криволинейной стены. Хотя он проектировал много больших зданий, самой известной и влиятельной его работой называют небольшую церковь San Carlo alle Quattro Fontane («Св.Карло в четырех фонтанах»). Это здание также находится на холме Квиринал (первое фото статьи). Здесь мы видим его архитектурные инновации в стиле барокко — использование кривых поверхностей. Прямые линии были заменены плавными извилистыми, что придало зданию свое характерное барочное чувство. Взгляд наслаждается видом округлых окон и изящным изгибом фасада

В Италии заложена основа барочных тем, которые повторялись снова и снова в архитектуре барокко других стран:

  • использование кривых,
  • введение нерегулярных украшений и дизайна,
  • подчинение нерегулярности симметрии и
  • включение оптической иллюзии в архитектурный дизайн.

Барокко северной Европы: примеры

Поздний барокко (ca. 1675-1725)

Поздний барокко отмечает восхождение Франции как центра западной культуры. Искусство барокко Франции (и вообще Северной Европы) сдержано, так что его можно охарактеризовать как компромисс классики и барокко. Отличительным элементом архитектуры французского барокко является двустворчатая мансардная крыша (типичная французская придумка).

Читайте также:  Как_сделать_объемный_карман_из_ткани

Самыми известными барочными структурами Франции являются великолепные замки. Наверное нет на Земле резиденции больше, чем Версаль. Он был построен главным образом во времена Людовика XIV, чье покровительство искусства подняло Францию на гребень волны западной культуры.

Пример позднего барокко. Фасад Версальского дворца

Фасад дворца превосходно иллюстрирует североевропейский классический барочный компромисс. Стены дворца выполнены в сочетании планерного классицизма с такими элементы барокко, как скульптурные бюсты, различные пилястры и другие украшения. Кроме того, мансардная крыша имеет богато декорированные окна. Версаль стал европейской моделью дворцовой архитектуры, вдохновляющей на создание подобных ансамблей на всем континенте, вплоть до Санкт-Петербурга.

Самая знаменитая комната Версаля — Зеркальный Зал. Зеркала имеют те же размеры, что и окна напротив.

Рококо (ca. 1725-1800)

Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и драматичность. Более легкий, игривый, он не несёт функциональности и сочетания форм.

Дом Хелблинга в Иннсбруке, Австрия. Фото James Davis/Corbis Documentary/Getty Images

Архитекторы рококо любили извилистые плавные линии и изысканно украшенный асимметричный орнамент барокко. Хотя большинство рококо было сосредоточено во Франции (место рождения этого стиля), архитектура достигла кульминации в Австрии и на юге Германии, особенно в форме церквей.

Стиль барокко в архитектуре — один из самых захватывающих. В этот период, с конца 16 века до рассвета 18-го века, Европа бурно развивала эти направления. Это период, когда архитекторы стали проектировать не единичные здания, а целые комплексы и даже брали ответственность за планирование всего города.

Оцените статью, выбрав нужное количество звёзд. Делитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы при встрече обсудить барокко в архитектуре и найти примеры рядом. Расскажите о находках в комментариях. Нам интересно знать, что Вы думаете.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Современное барокко в архитектуре

Архитектурные стили сменяли один другого, но каждый из них оставил после себя культурное и историческое наследие для мировой архитектуры. Одним из таких стилей, которые имеют свое лицо, и имидж уникальной архитектуры является барокко, зародившееся в 17-18 веках нашей эры.

Отличительные черты барокко.

• Стиль барокко характеризуется, как стиль, с огромным количеством излишеств;
• Барокко не имеет единой точки определения – этот стиль уникален, представляя собой роскошь архитектуры неправильной формы и не имеющий единой оси;
• Постоянством барокко является лишь стремление к величию в каждом построенном здании в этом архитектурном стиле;
• Барокко в архитектуре, тесно связан с барокко в искусстве, так как часто эти два направления сочетались в строениях архитектуры барокко.
Такие черты и сделали барокко уникальным архитектурным стилем, который не похож ни на один другой стиль в истории человечества.

История становления барокко.

Главную роль в становлении и укреплении архитектурного стиля барокко был великий архитектор Мадерна, который начал творить в этом живописном стиле в начале 17-го века. Тогда, Мадерна создал величественный фасад итальянской церкви Санта-Сусанна, который, многие историки архитектуры, считают красивейшим фасадом в стиле раннего барокко.
После того, как барокко стал распространяться не только в итальянской архитектуре, но и архитектуре Германии, Бельгии и Испании, а так же, России и Франции, этот стиль стал наиболее популярным в Европе. Интересно, что в каждой стране, барокко выглядит несколько иначе. Например, в сравнении с роскошью итальянского барокко, барокко во Франции гораздо более сдержан и довольно схож с легкими чертами классицизма.

Архитектура барокко в современном мире.

Благодаря своей роскоши, все строения барокко служили для высоких целей – были домами королей, знатных особ, важными городскими управленческими строениями.
В наши дни, цели архитектуры в стиле барокко носят, в основном, музейный характер и характер мест для любителей различных искусств. Ведь, по сути, каждое из строений архитектуры барокко – это маленький музей, где воедино собраны картины, скульптуры, причудливые архитектурные решения, которые и делают этот архитектурный стиль действительно уникальным!

Ссылка на основную публикацию
Снегоуборщик_хутер_или_чемпион
Driver62 › Блог › Выбор снегоуборщика. Всем привет! Вот и зима настала-в этом году что то рано.Так как живу я...
Скрипит_раскладушка_что_делать
Смазка французской раскладушки. Один из недостатков диванов с французскими раскладушками – со временем у механизма появляется скрип. Причина скрипа –...
Снегоуборщик_хускварна_сколько_масла
Правильный выбор масла для снегоуборщика – долговечность и надежность вашей техники Снегоуборочная техника работает, когда за окном минусовая температура. Для...
Современное_барокко_в_архитектуре
Стиль барокко в архитектуре: описание и фото Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой. Стиль...
Adblock detector