Хороший_рассказ_о_жизни_в_деревне

Хороший_рассказ_о_жизни_в_деревне

помогите написать сочинение на тему "Жизнь в деревне"

Жизнь в деревне неповторимо и незабываемо. Там можно скрыться от знойного, душного города и как следует отдохнуть. В деревне можно сходить в лес, на речку или озеро.

Замечательное место для отдыха в знойные дни — это, конечно же, озеро. Лишь водичка снимает всю негативную энергетику, которая накапливается за долгий день. Как прекрасно на песчаным бережку наслаждаться красотой озера. Озеро, волшебное зеркало, прячет в себе жуть сколько загадок. Недаром про озеро слагают легенды. Летом это замечательнейшее место для медитации.

Нужно учиться ни о чем не думать, смотреть на озеро, окружающий мир, ощущать легкое дуновение ветра, приятные солнечные лучи. Лето, ах лето, лето яркое будь со мной!

Особенно красиво в деревне летом, когда заходит солнца и какие яркие краски расплываются по вечернему небу. Солнышко прячется за горизонт и начинают загораться холодные звезды. У реки расстилается белоснежный туман, он неторопливо застилает все вокруг. Становится прохладнее, тонкий аромат фиалок становится все сильнее. Начинают петь соловьи.

Частенько люди не замечают красоту природы. А время летит. Поэтому так важно научиться грамотно отдыхать на природе. Не нужно никуда спешить, а следует просто жить.

Ученик (235)
Жизнь в деревне неповторимо и незабываемо. Там можно скрыться от знойного, душного города и как следует отдохнуть. В деревне можно сходить в лес, на речку или озеро.

Замечательное место для отдыха в знойные дни — это, конечно же, озеро. Лишь водичка снимает всю негативную энергетику, которая накапливается за долгий день. Как прекрасно на песчаным бережку наслаждаться красотой озера. Озеро, волшебное зеркало, прячет в себе жуть сколько загадок. Недаром про озеро слагают легенды. Летом это замечательнейшее место для медитации.

Нужно учиться ни о чем не думать, смотреть на озеро, окружающий мир, ощущать легкое дуновение ветра, приятные солнечные лучи. Лето, ах лето, лето яркое будь со мной!

Особенно красиво в деревне летом, когда заходит солнца и какие яркие краски расплываются по вечернему небу. Солнышко прячется за горизонт и начинают загораться холодные звезды. У реки расстилается белоснежный туман, он неторопливо застилает все вокруг. Становится прохладнее, тонкий аромат фиалок становится все сильнее. Начинают петь соловьи.

Частенько люди не замечают красоту природы. А время летит. Поэтому так важно научиться грамотно отдыхать на природе. Не нужно никуда спешить, а следует просто жить.

Жизнь в деревне неповторимо и незабываемо. Там можно скрыться от знойного, душного города и как следует отдохнуть. В деревне можно сходить в лес, на речку или озеро.

Замечательное место для отдыха в знойные дни — это, конечно же, озеро. Лишь водичка снимает всю негативную энергетику, которая накапливается за долгий день. Как прекрасно на песчаным бережку наслаждаться красотой озера. Озеро, волшебное зеркало, прячет в себе жуть сколько загадок. Недаром про озеро слагают легенды. Летом это замечательнейшее место для медитации.

Нужно учиться ни о чем не думать, смотреть на озеро, окружающий мир, ощущать легкое дуновение ветра, приятные солнечные лучи. Лето, ах лето, лето яркое будь со мной!

Особенно красиво в деревне летом, когда заходит солнца и какие яркие краски расплываются по вечернему небу. Солнышко прячется за горизонт и начинают загораться холодные звезды. У реки расстилается белоснежный туман, он неторопливо застилает все вокруг. Становится прохладнее, тонкий аромат фиалок становится все сильнее. Начинают петь соловьи.

Частенько люди не замечают красоту природы. А время летит. Поэтому так важно научиться грамотно отдыхать на природе. Не нужно никуда спешить, а следует просто жить.

Крестьянская семья начинает день с рассветом, ведь успеть нужно многое. Эти люди вынуждены платить не только налоги, но и за аренду приспособлений, которых у них нет: мельницы, печи, кузни и другие. Иногда феодал берет плату натуральными продуктами.

На рассвете пастухи гонят коз и коров на выпас. А сами хозяева скота отправляются работать в поле. В определенные дни крестьяне должны отрабатывать свои повинности у феодала. Работать в поле приходится под палящим солнцем, поэтому все крестьяне загорелые.

Даже упорный тяжелый труд не гарантирует хороший урожай. Непредсказуемая погода может свести всю работу на «нет». Кроме этого, крестьянина и его сыновей могут в любой момент забрать на войну. Землю приходится обрабатывать с помощью плуга, бороны и граблей. У многих для этого нет даже лошади.

Основная часть собранного урожая уходит землевладельцу, часть остается для посадки, остальное семье. Этого часто не хватает, чтобы ее прокормить. Вернувшись с поля, семья садится ужинать. Еда на крестьянском столе крайне простая и однообразная – овощи, каша, лепешки. Хлеб часто подходит к концу еще до сбора урожая.

Чтобы не арендовать мельницу у феодала, крестьянин садится толочь зерно в деревянной ступке. Это очень тяжело, но иначе им не выжить. Женщины тем временем загоняют на место скот, доят коров и кормят свиней. Позже они занимаются пряжей и починкой одежды, а мужчины стараются успеть отремонтировать то, что прохудилось в доме.

Времени развлекаться нет, нужно сделать бочки для воды, подлатать крышу, починить треснутое колесо у телеги. Женщины за работой поют, чтобы было не так грустно.

Спать крестьянская семья ложится рано, ведь вставать им снова с восходом солнца. Нужно хорошо отдохнуть – завтра предстоит много трудиться и выплачивать налоги феодалу.

Жизнь в деревне — 100 книг

Книги о сельской жизни, её радостях и проблемах.

ISBN: 5-08-004085-8
Год издания: 2006
Издательство: Детская литература. Москва
Серия: Школьная библиотека
Язык: Русский

"Вечера на хуторе близ Диканьки" — одно из самых ярких и замечательных сочинений великого русского писателя Н.В.Гоголя.

Год издания: 1968
Издательство: Молодая гвардия
Язык: Русский

Книга повестей и рассказов об участковом уполномоченном Федоре Анискине.

ISBN: 978-5-699-75860-9
Год издания: 2014
Издательство: Эксмо
Серия: Русская классика
Язык: Русский

Валентин Григорьевич Распутин признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей — недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах.
В наши дни, когда литература напряженно ищет "героя нашего времени", русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас.
В книгу ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ вошли самые любимые читателями произведения Валентина Распутина.

Валентин Григорьевич Распутин признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его…

ISBN: 978-5-91631-086-3
Год издания: 2010
Издательство: ПрозаиК
Язык: Русский

В книгу вошли избранные рассказы классика ХХ века Александра Исаевича Солженицына (1918-2008), в том числе и включенные в школьную программу для обязательного чтения.

ISBN: 5-17-036238-2, 5-271-13763-5, 985-13-5455-4
Год издания: 2006
Издательство: АСТ, Харвест, Астрель
Язык: Русский

Книга, которая послужила основой для самого знаменитого телесериала нашей страны "Тени исчезают в полдень". Потрясающий роман о великой и страшной эпохе. Не просто "семейная сага" — роман-жизнь, роман-судьба. Книга о сильных людях, незаурядных во всем — любви и ненависти, силе и мужестве…

Книга, которая послужила основой для самого знаменитого телесериала нашей страны "Тени исчезают в полдень". Потрясающий роман о великой и страшной эпохе. Не просто "семейная сага"…

ISBN: 978-5-699-52764-9
Год издания: 2011
Издательство: Эксмо
Серия: Русская классика
Язык: Русский

Cловно казачья шашка блестит в степи широкий Дон, проносится над ним горький полынный ветер. Больше всего донской казак — хлебероб и воин — любит свободу и волю. А новые времена как плугом перепахивают людей, заставляя их отказываться от привычного уклада жизни, сталкивая друг с другом. Труженик Разметнов, белогвардеец Половцев, коммунист Нагульнов, балагур дед Щукарь, путиловский слесарь Давыдов — каждый отстаивает свою правду и готов за нее идти до конца. А Дон все так же течет по безбрежной степи, отражая далекие звезды, унося с собой людские радости и заботы, звонкий женский смех и частый перестук конских копыт.

Cловно казачья шашка блестит в степи широкий Дон, проносится над ним горький полынный ветер. Больше всего донской казак — хлебероб и воин — любит свободу и волю. А новые времена…

Читайте также:  Маленькие_панно_на_стену

ISBN: 5-89343-132-4
Год издания: 2006
Издательство: Самовар
Язык: Русский

На страницах этой книги маленькие читатели встретятся с давно полюбившимися героями Простоквашино знаменитого детского писателя Эдуарда Успенского.

ISBN: 978-5-4453-0382-4
Год издания: 2014
Издательство: Лениздат, Команда А
Серия: Лениздат-классика
Язык: Русский

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — крупнейший русский писатель, классик литературы XX века. Среди его произведений повести и романы "Пастух и пастушка", "Последний поклон", "Кража", "Печальный детектив", "Прокляты и убиты", а также малая проза и публицистика. Повествование в рассказах "Царь-рыба" — одно из центральных в творчестве автора. Философская мысль этого сочинения заключается в том, что природа и человек представляют собой нечто неразрывное. А потому именно мы ответственны за то, что происходит вокруг и внутри нас. Гармония в душе и в окружающем мире невозможна без сохранения вековых устоев, без глубоко нравственного отношения ко всему живому. В своей прозе Астафьев приблизился к тому, о чем писал в дневниках Лев Толстой: "Мне кажется, что со временем вообще перестанут выдумывать художественные произведения. Писатели будут не сочинять, а только рассказывать то значительное и интересное, что им случалось наблюдать в жизни". С необыкновенной силой и откровенностью, не отступая от личных принципов и убеждений, Астафьев воплотил на страницах этой книги свое представление о вечных ценностях, недаром А.И.Солженицын называл его "настойчивый правдолюбец".

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — крупнейший русский писатель, классик литературы XX века. Среди его произведений повести и романы "Пастух и пастушка", "Последний поклон",…

Год издания: 1982
Издательство: Советский писатель. Москва
Язык: Русский

Роман лауреата Государственной премии Федора Абрамова "Братья и сестры" охватывает около сорока лет жизни нашего общества. Писатель создал замечательную галерею образов тружеников советской деревни. Рассказывая о жизни северной деревни Пекашино, Ф. Абрамов раскрывает самые важные, самые острые проблемы народной жизни последних десятилетий.

Роман лауреата Государственной премии Федора Абрамова "Братья и сестры" охватывает около сорока лет жизни нашего общества. Писатель создал замечательную галерею образов тружеников…

ISBN: 978-5-699-53698-6
Год издания: 2012
Издательство: Эксмо
Серия: Полное собрание сочинений
Язык: Русский

Роман "Вечный зов" посвящен истории семьи Савельевых, выходцев из далекого сибирского села, обладателей сильных безудержных характеров. Жизнь героев разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1902 по 1960 годы. На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя. И все же они позволяют себе любить страстно и глубоко, а ненавидеть до последнего вздоха.

Роман "Вечный зов" посвящен истории семьи Савельевых, выходцев из далекого сибирского села, обладателей сильных безудержных характеров. Жизнь героев разворачивается на фоне…

ISBN: 978-5-699-68993-4
Год издания: 2014
Издательство: Эксмо
Серия: Полное собрание сочинений
Язык: Русский

"Сандро из Чегема" — главная книга Фазиля Искандера, юмористический эпос, плутовской роман, где ярко и мощно проявился неповторимый талант автора, увлекающего нас на великий многоцветный карнавал жизни, радостный, трагический и прекрасный.

"Сандро из Чегема" — главная книга Фазиля Искандера, юмористический эпос, плутовской роман, где ярко и мощно проявился неповторимый талант автора, увлекающего нас на великий…

ISBN: 5-295-00676-X
Год издания: 1991
Издательство: Башкирское книжное издательство
Язык: Русский

В книгу вошли автобиографические произведения русского писателя С.Т.Аксакова — "Детские годы Багрова-внука" и "Семейная хроника", где реалистически воссозданы картины помещичьей жизни, деревенской и городской, конца XVIII — начала XIX века. Аксаков поэтически изобразил детство, отрочество и юность Багрова Сережи.

В книгу вошли автобиографические произведения русского писателя С.Т.Аксакова — "Детские годы Багрова-внука" и "Семейная хроника", где реалистически воссозданы картины помещичьей…

Язык: Русский

ISBN: 978-5-379-01412-4
Год издания: 2010
Издательство: Сибирское университетское издательство
Серия: Классика
Язык: Русский

Написанный с большой глубиной мысли и мастерством, роман "Дворянское гнездо" сразу завоевал громадный успех. Читателям запомнились и полюбились главные его герои. Лаврецкий — один из самых симпатичных представителей дворянско-помещичьей среды, человек и тонко мыслящий, и тонко чувствующий, однако. оказавшийся неспособным — при всей своей силе духа — на большое дело, рано постаревший. И Лиза Калитина. Наряду с пушкинской Татьяной Лиза принадлежит к числу самых обаятельных фигур русской литературы. Она вся — порыв к добру и героическое милосердие. Лиза относится к людям с той чисто русской, лишенной кричащих внешних проявлений, но глубоко в сердце сидящей жалостью, которая характеризует древнерусских подвижниц.

Написанный с большой глубиной мысли и мастерством, роман "Дворянское гнездо" сразу завоевал громадный успех. Читателям запомнились и полюбились главные его герои. Лаврецкий — один…

ISBN: 5-08-002017-2
Год издания: 1989
Издательство: Детская литература. Москва
Язык: Русский

В книгу входят две ранее издававшиеся повести "От весны до осени" и "Две березы на холме" — о детстве и отрочестве, о воспитании чувств и нравственном взрослении, о жизни героини и ее школьных друзей в далеком татарском селе в годы Великой Отечественной войны.

В книгу входят две ранее издававшиеся повести "От весны до осени" и "Две березы на холме" — о детстве и отрочестве, о воспитании чувств и нравственном взрослении, о жизни героини…

ISBN: 5-94663-251-5
Год издания: 2006
Издательство: Зебра Е
Язык: Русский

В романе "Любавины" (1965) В.М.Шукшин показал историю большой семьи, тесно сплетенную с историей России 20 в. Из-за множества трагических событий, достоверно показанных в романе, вторую часть произведения удалось опубликовать только в 1987 году.

В романе "Любавины" (1965) В.М.Шукшин показал историю большой семьи, тесно сплетенную с историей России 20 в. Из-за множества трагических событий, достоверно показанных в романе,…

Год издания: 1934
Издательство: Детгиз
Язык: Русский

Книга эта написана давно, в годы первой пятилетки, в годы создания первых колхозов, когда наша деревня узнала первые тракторы, появившиеся на освобожденных от межей полях. Механизации тогда было еще мало, она еще только начинала менять вековой уклад старой деревни.
Книга рассказывала о социалистических преобразованиях, происшедших если не сегодня, то буквально вчера. Ее читали как сводку с колхозных фронтов. Сейчас она стала историей, но тем интереснее для нашего современника читать живой рассказ о том, как, при каких обстоятельствах происходила ломка старого и становление нового, небывалого.
Книга была любима еще и потому, что написана она с большим литературным мастерством.
Автор ее, Николай Григорьевич Смирнов, владел художественной формой в совершенстве. В литературу он вошел театральным драматургом.
Книги Смирнова имели большой успех у читателей. И прежде всего это относится к удивительной повести — «Джек Восьмеркин американец». Читатель был буквально пленен ею, а случилось так потому, что он нашел здесь все то, что обычно ищет, — занимательный и правдивый сюжет, стремительный разворот событий и революционную романтику строительства новой жизни, романтику освоения новой земли.
Все приключения, которые случаются с героями повести, происходят в деревне. Писателя интересовала деревня потому, что там в те годы, тридцатые, решался один из важнейших жизненных и государственных вопросов, там шла коллективизация: разрозненные мелкие крестьянские наделы сращивались, превращались в огромные, сплошные полевые массивы, где трактору обеспечена свобода маневра.
Н. Г. Смирнов недаром отправил своего Яшку Восьмеркина в Америку и вернул его на родину знающим сельскохозяйственную технику Джеком. Джек отлично владел машинами, трактором. Писатель заставил Джека, обладавшего русским размахом и американской деловитостью, преобразовывать на новый лад русскую деревню.

Книга эта написана давно, в годы первой пятилетки, в годы создания первых колхозов, когда наша деревня узнала первые тракторы, появившиеся на освобожденных от межей полях.…

Путеводитель по деревенской прозе

Восемь лучших произведений некогда славного направления советской литературы, которые стоит знать и в XXI веке

1. Александр Солженицын. «Матренин двор»

Относить Солженицына (1918–2008) к деревенским прозаикам можно со значительной долей условности. При всей остроте поднятых проблем, будь то коллективизация, разорение или обнищание деревни, никто из деревенщиков никогда не был диссидентом. Однако неспроста Валентин Распутин утверждал, что авторы этого направления вышли из «Матрениного двора», как русские классики второй половины XIX века — из гоголевской «Шинели». В центре рассказа — и в этом его главное отличие от остальной деревенской прозы — не коллизии сельской жизни, а жизненный путь героини, русской крестьянки, деревенской праведницы, без которой «не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Предшественницами Матрены в русской литературе могут считаться некрасовские крестьянки — с той лишь разницей, что Солженицын делает упор на кротость и смирение. Впрочем, общинные крестьянские традиции не оказываются для него (и его автобиографического рассказчика Игнатича) абсолютной ценностью: писатель-диссидент размышляет об ответственности человека за собственную судьбу. Если «вся земля наша» держится только на самоотверженных и покорных праведниках, совершенно неясно, что же с ней будет дальше — ответу на этот вопрос Солженицын посвятит немало страниц своего позднего творчества и публицистики.

«Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия: что на Ивана Постного в огород зайти нельзя — на будущий год урожая не будет; что если метель крутит — значит, кто-то где-то удавился, а дверью ногу прищемишь — быть гостю. Сколько жил я у нее — никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала „с Богом!“ и мне всякий раз „с Богом!“ говорила, когда я шел в школу».

2. Борис Можаев. «Живой»

Можаев (1923–1996) ближе остальных деревенщиков к Солженицыну: в 1965 году они вместе ездили в Тамбовскую область собирать материалы о крестьянском восстании 1920–1921 годов (известном как Антоновский мятеж), а затем Можаев стал прототипом главного крестьянского героя «Красного колеса» Арсения Благодарева. Читательское признание пришло к Можаеву после выхода одной из первых его повестей — «Живой» (1964–1965). Героя, рязанского крестьянина Федора Фомича Кузькина (по прозвищу Живой), решившего уйти из колхоза после того, как за год работы он получил лишь мешок гречки, преследует целый ворох неприятностей: его то штрафуют, то запрещают отпускать ему хлеб в местном магазине, то хотят забрать всю землю в колхоз. Однако бойкий характер, находчивость и неистребимое чувство юмора позволяют Кузькину побеждать и оставлять колхозное начальство посрамленным. Уже первые критики неспроста стали называть Кузькина «родным, единоутробным братом Ивана Денисовича», и действительно, если солженицынский Шухов благодаря собственному «внутреннему стержню» научился быть в лагере «почти счастливым», не сдался голоду-холоду и не опустился до заискивания перед начальством и доносительства, то Кузькину уже не в экстремальных, но и в не свободных условиях колхозной жизни удается сохранять достоинство и честь, оставаться самим собою. Вскоре после публикации можаевской повести Юрий Любимов инсценировал ее в Театре на Таганке, бывшем символом свободы в несвободной стране, с Валерием Золотухиным в главной роли. Спектакль был расценен как пасквиль на советский образ жизни и запрещен лично министром культуры Екатериной Фурцевой.

«— Ну, хватит! Давайте решать с Кузькиным. Куда его устраивать — сказал Федор Иванович, вытирая проступившие от смеха слезы.
— Дадим ему паспорт, пусть едет в город, — сказал Демин.
— Ехать не могу, — ответил Фомич. По причине отсутствия всякого подъема. У меня пять человек детей, да один еще в армии. А богатства мои сами видели. Спрашивается, смогу я подняться с такой оравой?
— Настрогал этих детей косой десяток, — пробурчал Мотяков.
— Дак ведь бог создал человека, а рогов на строгалку не посадил. Вот я и строгаю, — живо возразил Фомич.
Федор Иванович опять громко захохотал, за ним все остальные.
— А ты, Кузькин, перец! Тебя бы в денщики к старому генералу… Анекдоты рассказывать».

3. Федор Абрамов. «Деревянные кони»

На Таганке ставили «Деревянных коней» Федора Абрамова (1920–1983), которым повезло больше: премьеру, состоявшуюся в десятилетний юбилей театра, по словам Юрия Любимова, «буквально вырвали у начальства». Небольшая повесть — одна из характерных вещей Абрамова, вообще-то прославившегося объемным эпосом «Пряслины». Во-первых, действие происходит на родной для писателя архангельской земле, на побережье реки Пинега. Во-вторых, характерные деревенские бытовые коллизии ведут к более серьезным обобщениям. В-третьих, главным в повести является женский образ: старая крестьянка Василиса Милентьевна, любимая героиня Абрамова, воплощает несгибаемую силу и мужество, но более важными в ней оказываются неиссякаемый оптимизм, неизбывная доброта и готовность к самопожертвованию. Под очарование героини волей-неволей подпадает рассказчик, поначалу не испытывавший радости от знакомства со старухой, способной нарушить его покой и тишину, которых он так долго искал и нашел в пинежской деревеньке Пижма, «где бы все было под рукой: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды». Деревянные коньки на кровлях деревенских домов, с самого начала вызывавшие эстетическое восхищение рассказчика, после знакомства с Милентьевной начинают восприниматься иначе: красота народного творчества предстает в неразрывной связи с красотой народного характера.

«После отъезда Милентьевны я не прожил в Пижме и трех дней, потому что все мне вдруг опостылело, все представилось какой-то игрой, а не настоящей жизнью: и мои охотничьи шатания по лесу, и рыбалка, и даже мои волхования над крестьянской стариной. И так же безмолвно, понуро свесив головы с тесовых крыш, провожали меня деревянные кони. Целый косяк деревянных коней, когда-то вскормленных Василисой Милентьевной. И мне до слез, до сердечной боли захотелось вдруг услыхать их ржанье. Хоть раз, хоть во сне, если не наяву. То молодое, заливистое ржанье, каким они оглашали здешние лесные окрестности в былые дни».

4. Владимир Солоухин. «Владимирские проселки»

Грибы, васильки и ромашки как знаки поэтизации деревенского мира легко встретить на страницах книг Владимира Солоухина (1924–1997). Конечно, больше, чем внимание к дарам природы, имя писателя сохранили в истории литературы едкие строки из «Москвы–Петушков» Венедикта Ерофеева, предлагавшего плюнуть Солоухину «в его соленые рыжики». Но этот автор не совсем традиционалист: так, ему одному из первых советских поэтов разрешили напечатать верлибры. Одна же из самых ранних и известных повестей писателя «Владимирские проселки» во многом связана с поэзией. Она построена как своеобразный лирический дневник, основная интрига которого состоит в том, что герой совершает открытие в родном для него и, казалось бы, хорошо известном мире Владимирщины. При этом герой стремится рассказывать «о времени и о себе», поэтому главным в повести Солоухина становится процесс рефлексии и пересмотр героем тех ценностных ориентиров, которые сложились у современного ему «простого советского человека». Традиционализм Солоухина был неявно замешан на противопоставлении старого русского и нового советского (добавим сюда его публикации о русских иконах) и в советском контексте выглядел как вполне нонконформистский.

«Оживленное гуденье базара привлекало прохожих подобно тому, как запах меда привлекает пчел. Это был славный базар, на котором легко можно было определить, чем богаты окрестные земли. Главенствовали грибы — целые ряды были заняты всевозможными грибами. Соленые белые шляпки, соленые белые корешки, соленые рыжики, соленые сыроежки, соленые грузди. Сушеные грибы (прошлогодние) распродавались огромными гирляндами по ценам, которые московским хозяйкам показались бы баснословно маленькими. Но больше всего, конечно, было свежих, с прилипшими хвоинами, разных грибов. Они лежали кучами, грудами, в ведрах, корзинах, а то и просто на телеге. Это было грибное наводнение, грибная стихия, грибное изобилие».

5. Валентин Распутин. «Прощание с Матерой»

В отличие от Солоухина Валентин Распутин (1937–2015) дожил до времен «духовных скреп» и сам принимал участие в их утверждении. Среди всех деревенских прозаиков Распутин, пожалуй, наименее лиричен, ему всегда, как прирожденному публицисту, больше удавались нахождение и постановка проблемы, чем воплощение ее в художественной форме (на неестественность языка распутинских персонажей, при общем восторженно-апологетическом отношении к писателю, обращали внимание многие критики). Характерный пример — успевшая стать классической и войти в обязательную школьную программу повесть «Прощание с Матерой». Ее действие происходит в деревне, расположенной на острове посередине Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС (здесь Распутин полемизирует с патетической, устремленной в советское будущее поэмой Евгения Евтушенко «Братская ГЭС») Матера должна быть затоплена, а жители переселены. В отличие от молодежи старики не хотят оставлять родную деревню и воспринимают необходимый отъезд как измену предкам, похороненным на малой родине. Главная героиня повести, Дарья Пинигина, демонстративно белит свою избу, которой через несколько дней суждено быть преданной огню. Но главным символом традиционной деревенской жизни является полуфантастический персонаж — Хозяин острова, который охраняет деревню и гибнет вместе с нею.

«А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек — Хозяин острова. Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин. Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все, что происходило из конца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окруженной и из воды поднявшейся земле. На то он и был Хозяин, чтобы все видеть, все знать и ничему не мешать. Только так еще и можно было остаться Хозяином — чтобы никто его не встречал, никто о его существовании не подозревал».

6. Василий Белов. «Привычное дело»

Куда менее удачливым публицистом был близкий к Распутину идеологически Василий Белов (1932–2012). Среди создателей деревенской прозы он имеет заслуженную репутацию проникновенного лирика. Неспроста главной его вещью так и осталась первая повесть, принесшая писателю литературную известность, — «Привычное дело». Ее главный герой, Иван Африканович Дрынов, по выражению Солженицына, «естественное звено природной жизни». Он существует как неотъемлемая часть русской деревни, не имеет больших претензий и подчиняется внешним событиям, будто естественному природному циклу. Любимая присказка беловского героя, можно даже сказать, его жизненное кредо — «дело привычное». «Жись. Жись, она и есть жись», — не устает повторять Иван Африканович, переживая то неудачную (и нелепую) попытку уехать на заработки в город, то смерть жены, не сумевшей оправиться от трудных девятых родов. При этом интерес повести и ее героя заключается не в спорной морали, а в обаянии самой деревенской жизни и открытии одновременно необычной и достоверной психологии деревенских персонажей, переданной через удачно найденное равновесие веселого и трагичного, эпического и лирического. Неспроста один из самых запоминающихся и ярких эпизодов повести — глава, посвященная Рогуле, корове Ивана Африкановича. Рогуля — своего рода «литературный двойник» главного героя. Ничто не может нарушить ее сонной покорности: все события, будь то общение с человеком, встреча с быком-осеменителем, рождение теленка и в конце концов гибель от ножа, воспринимаются ею абсолютно бесстрастно и едва ли не с меньшим интересом, чем смена времен года.

«Серая невидимая мошка забиралась глубоко в шерсть и пила кровь. Кожа у Рогули зудела и ныла. Однако ничто не могло разбудить Рогулю. Она была равнодушна к своим страданиям и жила своей жизнью, внутренней, сонной и сосредоточенной на чем-то даже ей самой неизвестном. В ту пору Рогулю часто встречали у дома дети. Они кормили ее пучками зеленой, нарванной в поле травы и выдирали из Рогулиной кожи разбухших клещей. Хозяйка выносила Рогуле ведро пойла, щупала у Рогули начинающиеся соски, и Рогуля снисходительно жевала у крылечка траву. Для нее не было большой разницы между страданием и лаской, и то и другое она воспринимала только лишь внешне, и ничто не могло нарушить ее равнодушия к окружающему».

7. Виктор Астафьев. «Последний поклон»

Творчество Виктора Астафьева (1924–2001) не умещается в рамки деревенской прозы: военная тема также очень важна для него. Однако именно Астафьев подвел горький итог деревенской прозе: «Мы отпели последний плач — человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали ее одновременно. Как говорится, восплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства. Но это кончилось». Повесть «Последний поклон» тем более интересна, что в ней писателю удалось совместить несколько важных для него тем — детства, войны и русской деревни. В центре повести — автобиографический герой, мальчик Витя Потылицын, рано потерявший мать и живущий в бедной семье. Автор рассказывает о маленьких радостях паренька, его детских шалостях и, конечно, о его любимой бабушке Катерине Петровне, которая умеет обычные бытовые дела, будь то уборка избы или выпекание пирогов, наполнять радостью и теплом. Возмужав и вернувшись с войны, рассказчик спешит навестить свою бабушку. Крыша бани провалилась, огороды поросли травой, но бабушка все так же сидит около окна, сматывая пряжу в клубок. Налюбовавшись внуком, старушка говорит, что скоро умрет, и просит внука похоронить ее. Однако когда Катерина Петровна умирает, Виктор не может попасть на ее похороны — начальник отдела кадров уральского вагонного депо отпускает только на похороны родителей: «Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью — всем, что есть на этом свете дорогого для меня!»

«Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, выведать у людей подробности ее жизни. Да какие же интересные подробности могут быть в жизни старой, одинокой крестьянки? Вдруг совсем-совсем недавно, совсем нечаянно узнаю, что не только в Минусинск и Красноярск ездила бабушка, но и на моленье в Киево-Печерскую лавру добиралась, отчего-то назвав святое место Карпатами».

8. Василий Шукшин. Рассказы

Василий Шукшин (1929–1974), пожалуй, самый самобытный автор-деревенщик, имел не только писательский успех, но куда больше был известен массовому зрителю как режиссер, сценарист и актер. Но в центре и его фильмов, и книг — русская деревня, жители которой своеобразны, наблюдательны и остры на язык. По определению самого писателя, это «чудики», мыслители-самоучки, чем-то напоминающие о легендарных русских юродивых. Философия героев Шукшина, подчас возникающая буквально на ровном месте, идет от характерного для деревенской прозы противопоставления города и деревни. Однако эта антитеза не драматична: город для писателя — что-то не враждебное, а просто совсем другое. Типичная ситуация для рассказов Шукшина: герой, поглощенный бытовыми деревенскими заботами, вдруг задается вопросом: что со мной происходит? Однако у людей, выросших в мире, где преобладают простые материальные ценности, как правило, не хватает средств для анализа ни собственного психологического состояния, ни того, что происходит вокруг в «большом» мире. Так, герой рассказа «Срезал» Глеб Капустин, работающий на пилораме, «специализируется» на разговорах с заезжими интеллектуалами, которых, по его мнению, оставляет не у дел, вменяя им в вину незнание народной жизни. «Алеша Бесконвойный» выбивает себе в колхозе право на нерабочую субботу, чтобы целиком посвящать этот день личному ритуалу — бане, когда он принадлежит только себе и может размышлять о жизни и мечтать. Бронька Пупков (рассказ «Миль пардон, мадам!») придумывает захватывающий сюжет о том, как во время войны он выполнял спецзадание по убийству Гитлера, и хотя вся деревня над Бронькой смеется, сам он раз за разом рассказывает эту завиральную историю разным приезжим из города, ведь таким образом он верит в собственную мировую значимость… Но, так или иначе, шукшинские герои, пусть и не находящие адекватного языка для выражения собственных душевных переживаний, но интуитивно стремящиеся преодолеть мир примитивных ценностей, вызывают у читателя чувство приятия и даже умиления. Неспроста в позднейшей критике укрепилось мнение, что именно дети таких «чудиков» с глубоким удовлетворением восприняли конец советской власти.

«И как-то так повелось, что когда знатные приезжали в деревню на побывку, когда к знатному земляку в избу набивался вечером народ — слушали какие-нибудь дивные истории или сами рассказывали про себя, если земляк интересовался, — тогда-то Глеб Капустин приходил и срезал знатного гостя. Многие этим были недовольны, но многие, мужики особенно, просто ждали, когда Глеб Капустин срежет знатного. Даже не то что ждали, а шли раньше к Глебу, а потом уж — вместе — к гостю. Прямо как на спектакль ходили. В прошлом году Глеб срезал полковника — с блеском, красиво. Заговорили о войне 1812 года… Выяснилось, что полковник не знает, кто велел поджечь Москву. То есть он знал, что какой-то граф, но фамилию перепутал, сказал — Распутин. Глеб Капустин коршуном взмыл над полковником… И срезал. Переволновались все тогда, полковник ругался… Долго потом говорили в деревне про Глеба, вспоминали, как он только повторял: „Спокойствие, спокойствие, товарищ полковник, мы же не в Филях“».

Ссылка на основную публикацию
Хедмейк_своими_руками_для_дома
Hand Made HandMadeвсе больше набирает популярность в нашей стране, с каждым днем все больше людей хотят создавать свой неповторимый интерьер...
Фото_фиалок_в_хорошем_качестве
Самые красивые фиалки мира А знали ли вы, что такой чудесный цветок, как фиалка может быть не только синих или...
Фото_хрущевок_после_ремонта_двухкомнатного
Маленькая хрущевка. До и после ремонта Мы, молодая семейная пара Марианна и Никита, получили квартиру в старом центре Алма-Аты, с...
Хеномелес_прекрасный_пинк_куин
Хеномелес: японская айва и другие виды и сорта, популярные у садоводов Хеномелес — популярный декоративный кустарник, широко использующийся для украшения...
Adblock detector